Моделирование прически. Типы причесок.


Основные положения моделирования прически.


Большую роль в облике современного человека играет прическа – повседневная и праздничная, подчеркивающая индивидуальность и скрывающая недостатки, создающая уверенность в собственной привлекательности. Поэтому при создании красивой прически мастер выступает не только в роли профессионала-парикмахера, но как консультант, а зачастую, и как психолог.


Основной задачей мастера-парикмахера является организация общей гармонии линий с учетом индивидуальности клиентки, что требует учета при создании прически следующих факторов:


  • пожелания клиентки;
  • существующие традиции и модные тенденции в формах и способах выполнения причесок;
  • назначение прически;
  • индивидуальные особенности внешности клиентки
    • форма головы, лица, носа, лба, подбородка, шеи, ушей;
    • особенности фигуры (рост, полнота, осанка);
    • тип волос;
    • цвет волос;
  • возраст клиентки;
  • профессиональная деятельность, манера одежды и макияжа клиентки.

Учитывая особенности клиента, мастер выбирает форму стрижки, ее силуэт. Стрижка является основой прически в целом.


Как правило, пожелания клиентки основываются на образце из модного журнала, на впечатлении от увиденной прически или просто на стремлении изменить надоевший стереотип прически. Мастер-парикмахер должен уважительно отнестись к желанию клиентки, мягко и ненавязчиво помочь ей выбрать модель прически, которая наиболее соответствует ее облику, стилю, особенностям фигуры, возрасту и профессии.


При моделировании выбранной прически необходимо определить характер и направление линий, выделить в них главные и второстепенные. Для этого существуют определенные правила, приемы и законы композиции. Композиция в переводе с латинского означает сопоставление, сложение и соединение частей, отдельных элементов в единое целое в определенном порядке, которые вместе взятые составляют определенную форму.


При построении композиции важно определить композиционный центр, т. е. Выделить модную деталь, главенствующую над другими. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг другу.


Средства достижения гармонической связи:
* тождество – полное сходство элементов, повторение одних и тех же элементов (волны, локоны);
* нюансы – едва заметный переход от одного элемента к другому (волны, локоны);
* контраст - резко выраженная противоположность (гладкий затылок и объемная челка);
* ритм – равномерное чередование, повторность элементов (волны);
* симметрия – расположение деталей, при котором одна половина является как бы зеркальным отражением другой (прически на прямой пробор, такие прически относятся к высшей категории сложности);
* асимметрия – расположение деталей, противоположных по форме и рисунку.


Основными элементами при составлении композиции является форма, силуэт, детали, декоративные элементы.


Форма прически – это выражение определенного контура и направлений линий.


При моделировании причесок используется такое качество волос, как тектоника – это пластичность материала, из которого можно создать разные формы волн, локонов и т.д. Форма, как и любой другой предмет, должна иметь определенные характеристики:


* геометрический вид формы и ее частей;
* величина формы и ее частей;
* масса формы и ее частей;
* фактура и цвет.

Геометрический вид формы – это треугольник сбоку, овал в фас (классическая форма лица – овал).


Величина формы – при маленькой прическе лицо будет выглядеть крупнее, а при большой величине формы – зрительно уменьшается.


Масса формы – это весовое зрительное количество формы (квадратные формы утяжеляют прическу, затылочная зона объемная и выпуклая кажется тяжелой. Тяжелая формв подразумевает большую массу волос, как правило, большую прическу.


Цвет связан с фактурой, а, значит, с характером строения волос (толщина, цвет, эластичность).


Самый толстый волос - рыжий.


Черные волосы должны быть причесаны в полугладком стиле, классическом. Чаще используются волны и более крупные детали.


Светлые волосы требуют тщательности и чистоты в работе, наличие мелких деталей и воздушности.


От фактуры волос зависит возможность создания линии прически - напряженная линия или вялая, крупный завиток или слабый.


Силуэт прически


Некоторое представление об объеме дает силуэт. Силуэт – плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченных контуром.


Именно силуэт чаще всего дает возможность выявить характерные изменения моды за определенный период времени. Силуэт вечерних и свадебных причесок непостоянен, на него влияет мода.


Контуры причесок можно рассматривать как линии, которые разделяются на конструктивные и декоративные.


Линия в прическе имеет большое значение, т. к. обладает особенностью вести наш взгляд по поверхности объемной формы, создавать движение (динамику) или, наоборот, задерживать взгляд. Например: линия остроконечного контура височно-боковой части прически зрительно удлинит нос, тогда как легкая, плавная линия замедляет взгляд и уводит его, отвлекая, таким образом, от носа.


Мастеру-парикмахеру необходимо освоить необходимые правила и требования при работе над композицией прически:


* все в прическе должно быть подчинено выражению основного ее содержания – идеи;
* элементы прически должны находиться во взаимосвязи и развитии;
* должен быть определен композиционный центр, привлекающий к себе наибольшее внимание;
* для создания выразительности и новизны прически необходимо применить все средства решения – сочетание объема, гармония цвета, контрастов, ритма и т. д.;
* для выражения покоя необходимо использовать в композиции симметрию, для беспокойства – асимметрию.

Композицию прически необходимо разрабатывать таким образом, чтобы каждая прическа обладала целостностью, законченностью, красотой линий, отличалась неповторимостью и оригинальностью творческого композиционного замысла, переплеталась с понятием о моде в данный отрезок времени.


Типы причесок:


а) возвратный тип прически, который является наиболее распространенным:

* линии прически направлены от лица к затылку;
* все волосы зачесываются назад;
* выполняется на волосах любой длины;
* выполняется для мужчин и женщин;

б) ацентрический (ниспадающий) тип прически:

* линии прически направлены от определенного центра (макушки) по направлению естественного роста волос в разные стороны;
* выполняется из коротких волос и волос средней длины, а также из волос комбинированной длины, при выполнении этих причесок из длинных волос необходимо укоротить их переднюю часть до длины, приемлемой для челки;
* выполняется для мужчин и женщин;

в) концентрический тип прически:

* линии прически направлены от лица, висков, затылка, включая волосы с нижней части затылка и шеи, к макушке
* выполняется из волос средней длины и длинных волос;
* выполняется только для женщин;

г) фронтальный тип прически, редко встречающийся из-за сложности выполнения:

* линии прически направлены вперед на лоб от затылка к лицу;
* волосы нижней части затылка и шеи должны доставать до темени и постепенно переходить в короткую челку, поэтому они должны быть достаточно длинными;
* выполняется только для женщин;

д) индивидуальный тип прически выполняется в соответствии с индивидуальными особенностями лица клиентки.


Базовые типы причесок приведены на рис.1.


Базовые типы причесок

Рис. 1.

а – возвратный тип
б –ацентрический тип
в–концентрический тип
г –фронтальный тип


Умение мастера и стилевое направление моды позволяют создавать целостное художественное впечатление о прическе.




Источник: Жежела Т.П., Иванов П.Б и др., "Стань парикмахером. Учебное пособие по основам парикмахерского дела"